img

Как снимать широкоугольным объективом: основные трудности

28.06.2015

Широкоугольные объективы называют иногда короткофокусными, хотя это и не совсем точно – на самом деле тут важно соотношение фокусного расстояния и диагонали кадра, так как именно это соотношение определяет угол обзора. Если этот угол находится в диапазоне от 52-х до 82-х градусов, то объектив является широкоугольным. У начинающих фотографов иногда возникает вопрос, как снимать широкоугольным объективом, поскольку при использовании «обычных» приемов съемки результат порой оказывается не таким, как следовало бы.

Основные особенности широкоугольных объективов

Делая снимок, начинающий фотограф, как правило, рассчитывает на то, что будет запечатлено именно то, что он видит в данный момент, и именно так, как он это видит. Именно с такими ожиданиями, чаще всего подсознательными, связаны многие «сюрпризы», которые способны преподнести широкоугольные объективы. Снимок оказывается неожиданно широким, гораздо шире того, что ожидалось. В кадр попадают объекты, которые могли остаться незамеченными при наводке фотоаппарата на выбранную «цель», а сама эта цель теряется среди других, не менее отчетливо воспроизведенных объектов.

Правильная компоновка кадра бывает порой сложной даже при обычной съемке, а при широкоугольной эта сложность резко возрастает. В то же время это дает фотографу дополнительные возможности, которыми надо уметь воспользоваться.

Еще одна ключевая особенность широкоугольных объективов может показаться начинающему фотографу довольно приятной – это большая глубина резкости, параметр, определяющий диапазон расстояний от точки фокусировки, на которых изображение объектов будет оставаться резким. Действительно, за счет большой глубины резкости объектив «прощает» фотографу ошибки при фокусировке – это полезно не только при ручной, но и при автоматической наводке камеры на выбранный объект съемки. Но «сюрприз» есть и тут: при сохранении широкого формата кадра часть «боковых объектов» может оказаться недостаточно резкой – и это будет сразу бросаться в глаза – такова особенность зрения. Таким образом, остается либо обрезать кадр по краям, что проще всего, либо научиться фокусировать камеру еще более тщательно, чем при съемке обычным объективом.

Пейзажные съемки

Едва ли не главным предназначением широкоугольных объективов считается съемка панорам и пейзажей. Как известно, такие объективы устанавливаются, например, на тех камерах, которые фотографируют Землю из космоса.  Вот лишь один пример пейзажной съемки, в которой использовался широкоугольный объектив:

1

Стоит обратить внимание на то, как отчетливо видны контуры как близких, так и далеких объектов. Скорее всего этот кадр делался на длинной выдержке, и в таких случаях нет ничего лучшего, чем штатив. Впрочем, опасности, связанные с возможным дрожанием рук, или «заваливанием» камеры набок – не самые главные. Вот еще один пример пейзажной съемки, на этот раз неудачной:

2

На этой фотографии хорошо заметны две очень серьезных проблемы широкоуголок – это опасность возникновения бликов и повышенная чувствительность к так называемому «контровому» свету  — высоко стоящее солнце хотя и не попало прямо в кадр, буквально подавило картинку своим мощным светом, размыло контуры гор вдалеке.

Избавиться от негативного воздействия таких эффектов можно лишь одним способом: заранее распланировать кадр, то есть или постараться сделать так, чтобы блики не попали на фотографию, или сделать яркий солнечный свет своим союзником, использовать его.

Архитектурные съемки

Фотографирование различных архитектурных объектов с использованием широкоугольных объективов часто дает прекрасные результаты. Вот один из примеров:

3

На этом снимке вновь можно увидеть все преимущества большой глубины резкости – каждый из элементов здания виден вполне отчетливо. При этом широкоугольный объектив позволяет фотографу не отходить очень далеко от здания – ширины кадра вполне достаточно.

Трудности при такой съемке связаны с перспективными искажениями. Вот пример одного из них, не самый очевидный:

4

На первый взгляд может показаться, что на снимке все отлично, но в реальности объекты на заднем плане вовсе не выглядят такими удаленными, как на фотографии.

Более очевидным искажением является так называемая дисторсия, которая при съемке зданий может проявиться довольно заметно. Правда, избежать ее можно довольно просто – соблюдая дистанцию  до объекта. Кроме того, исправить эффект дисторсии помогают программы обработки изображений.

Использование широкоугольного объектива для репортажей

Съемка широкоугольным объективом может оказаться полезной не только для пейзажистов и любителей архитектуры, но и для тех, кто стремится запечатлеть то, что увидел только что. Репортеры не так уж редко используют широкоугольные объективы – отчасти из-за того, что неприятное для любителей явление, связанное с возникновением в кадре объектов, которых порой не успевает заметить сам фотограф, может оказаться весьма полезным для журналистов.

К сожалению, в условиях дефицита времени на фокусировку репортажные снимки часто оказываются недостаточно четкими по краям картинки. Кроме того, почти всегда на фотографии оказывается «шум».

Трудности с подбором экспозиции

В кадр при съемке широкоугольными объективами, как уже отмечалось, может попасть множество объектов. Каждый из них может быть освещен по-разному, а это заметно затрудняет подбор параметров экспозиции. В результате снимок может получиться чрезмерно контрастным. Более того – иногда камера просто не в силах отразить на одном снимке такое изобилие уровней освещенности.

Это обозначает, что фотографу придется особенно тщательно планировать кадр, компонуя его таким образом, чтобы диссонирующие объекты не попадали в объектив. Совершенно очевидно, что это непростая задача. Обучиться этому искусству без практики вообще невозможно.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Похожие статьи
  • Nikon D3200 уроки использования
    Nikon D3200 уроки использования

    Несмотря на то, что компания Nikon, представляя  в 2012 году свой зеркальный цифровой фотоаппарат Nikon D3200, с самого начала присвоила этой камере «начальный уровень», при знакомстве с ее характеристиками новичка может охватить робость. Действительно, возмож

  • Глубина резкости изображаемого пространства при фотографировании
    Глубина резкости изображаемого пространства при фотографировании

    Опытные фотографы знают, что изменение такого параметра, как глубина резкости изображаемого пространства способно существенно изменить снимок, привлечь внимание к одним деталям и намеренно затенить другие. Отыскать «глубину резкости» в настройках фотоаппарата

  • Как выбирается тренога для камеры
    Как выбирается тренога для камеры

    Большинство фотографий сегодня делается «с рук», и это вполне устраивает как любителей, так и профессионалов. Но не так уж редко возникают ситуации, когда тренога для камеры становится незаменимой. Это устройство бесценно при панорамной съемке, без него никак