img

Какие светофильтры лучше: выбираем светофильтр

22.06.2015

Приобретение светофильтров – это довольно важное дело. Не стоит пренебрегать этими вроде бы бесхитростными приспособлениями, потому что они способны очень сильно повлиять на качество снимка, а иногда и на его содержание. Чтобы определить, какие светофильтры лучше для фотоаппарата, нужно заранее понять, как этот аппарат будет использоваться и в каких условиях. Однако, прежде чем переходить к специализированным требованиям, следует упомянуть про общие критерии оценки светофильтра.

Общие требования ко всем светофильтрам

Можно выделить, как минимум, два требования, которым должны удовлетворять все светофильтры.

  1. Полное отсутствие «диоптрий». Стекло (или стекла) светофильтра должно быть идеально плоским, без каких-либо вогнутостей или выпуклостей. В противном случае стекло перестанет быть просто прозрачной перегородкой и превратится в настоящую линзу. В результате придет в полное расстройство вся оптическая схема объектива, сделать фотографию без искажений станет невозможным. К сожалению, вогнутость и выпуклость стекла не всегда видно невооруженным глазом. Практически можно разглядеть разве что откровенно грубые ошибки, допущенные изготовителями стекол.
  2. Диаметр светофильтра должен совпадать с диаметром объектива, а крепление должно совпадать с соответствующим узлом. Как это ни странно, при покупке светофильтров не так уж редко ошибаются при выборе нужного диаметра. Результат очевиден – светофильтр попросту бесполезен. Следует отметить, что выпускаются также прямоугольные светофильтры со специальным универсальным креплением.

Существует еще и третье довольно общее требование – светофильтр должен быть максимально осветлен. Измерить ослабление светосилы при прохождении света через фильтр – задача довольно трудная, однако можно, во всяком случае, проверить, осуществлялось ли осветление в принципе. Для этого нужно повернуть светофильтр так, чтобы лучи падали на него под углом. Если фильтр подвергался осветлению – будет хорошо заметно, как поверхность изменяет свой цвет. Этот эффект – следствие нанесения на поверхность стекла специальных полимеров для просветления. Как это выглядит, можно увидеть на иллюстрации:

1

Правда, здесь демонстрируется не просветленный светофильтр, а просветленный объектив, но визуальный эффект будет похожим.

Относительно третьего требования есть существенная оговорка – существуют так называемые нейтральные светофильтры, которые предназначены как раз для ослабления светового потока. Конечно же, ждать высоких показателей светосилы от этих фильтров не приходится.

Разновидности светофильтров

Правильно выбрать светофильтр невозможно, если не учитывать его вид. Ведь по своему предназначению светофильтры сильно различаются. Вот лишь некоторые, наиболее популярные и часто используемые разновидности фильтров:

  • UV-светофильтры, или ультрафиолетовые фильтры. Они предназначаются для задержки ультрафиолетовых лучей. Такие лучи вредны для формирования картинки, потому что их фокусировка существенно отличается от фокусировки обычного света. При этом светочувствительная матрица реагирует на UV-лучи, и в итоге теряется и резкость, и цветовая гамма.
  • Поляризационные фильтры. Эти светофильтры задерживают поляризованное излучение. На практике это выражается в устранении с фотографии эффекта блика. Кроме того, любая отражающая свет поверхность будет выглядеть более насыщенной цветами, уйдет «слепящий» эффект отражения.
  • Нейтральные фильтры. Предназначены, как уже отмечалось, для ослабления силы светового потока. В результате можно, например, при очень ярком освещении делать продолжительные выдержки. Это полезно при съемке некоторых объектов в динамике.
  • Защитные фильтры. Самый простой из вариантов. Единственное предназначение – защита передней линзы объектива от механических повреждений и разного рода загрязнений.

Определившись с предназначением светофильтра, можно переходить к выбору конкретной модели.

Выбор ультрафиолетового фильтра

Ультрафиолетовое излучение неоднородно, в его состав входят волны различной длины. Поэтому и светофильтры UV разделяют по диапазону задерживаемых волн.

2

На иллюстрации показан ультрафиолетовый светофильтр, способный задерживать лучи света с длиной волны 390 нанометров. Понять это можно из маркировки SL-39, которая хорошо видна на ободке. Такие длины волн для ультрафиолета близки к максимальным.

Этот фильтр подойдет для съемок на пляже под солнцем, а вот в горах он может и не справиться со своей задачей. Поэтому для горных съемок следует подготовить светофильтр с маркировкой SL-370, или, еще лучше, SL-350.

Выбор поляризационного светофильтра

Поляризационные светофильтры по своей конструкции более сложны, чем любые другие. Несмотря на то, что ключевых элемента только три (два плоских боковых стекла и рабочая пластина), допустить ошибку при их конструировании, или брак при изготовлении довольно просто – хватит самой маленькой неточности. Кроме того, такие фильтры должны быть прочными и устойчивыми к проникновению влаги.

3

Последнее требование объясняется двумя причинами: во-первых, капельки воды, проникшие внутрь конструкции, способны создавать водяные линзы, а во-вторых, элементы фильтра соединяются клеем, который может ослабнуть под воздействием влаги.

К сожалению, каких-то способов, которые позволили бы с ходу оценить качество того или иного поляризационного фильтра, не существует. В силу этого приходится опираться, главным образом, на чужой опыт. Кроме того, можно, конечно, ориентироваться на бренд, но это не всегда приносит нужные результаты.

Как показывает практика, лучшим соотношением цены и качества отличаются поляризационные светофильтры Marumi. К примеру, можно приобрести Marumi DHG, или Marumi Super DHG. Прекрасную репутацию заслужили также светофильтры B+W MRC. Эта модель считается старой, что вызвало снижение цены, однако по качеству такие фильтры даже превосходят Marumi.

Из более дорогих моделей можно обратить внимание на  Carl Zeiss T* Pol filter. Несмотря на свое немецкое название, этот фильтр делается в Японии и по цене дешевле дорогих образцов B+W.

Выбор нейтрального фильтра

Выбирать нейтральный светофильтр следует, ориентируясь в первую очередь на коэффициент плотности – основной параметр, который определяет интенсивность ослабления светового потока. Значение этого параметра может существенно различаться, а вместе с ним и свойства фильтра.

Кроме того, продаются нейтральные фильтры переменной плотности. Они позволяют изменять свойства фильтра. Это может оказаться очень удобным, однако такие фильтры чаще всего стоят заметно дороже.

Выбор защитного фильтра

Выбрать защитный фильтр проще всего – ведь от него не требуется ничего, кроме максимальной прозрачности и устойчивости к внешним воздействиям. Иногда в качестве защитных можно использовать ультрафиолетовые фильтры, поскольку они относительно дешевы, прочны по конструкции, и позволяют к тому же совместить различные функции в одном фильтре.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Похожие статьи
  • Выбираем качественную экшн-камеру
    Выбираем качественную экшн-камеру

    Сегодня многие наши соотечественники увлечены экстримом, который имеет множество проявлений. Это может быть скоростная езда на автомобиле или мотоцикле, спуск на лыжах или велосипеде с крутого горного склона, прыжок с парашютом, сплав по бурной реке и много, м

  • ВИД С НЕБА. ВЫСТАВКА ДАМИРА ШАВАЛЕЕВА
    ВИД С НЕБА. ВЫСТАВКА ДАМИРА ШАВАЛЕЕВА

    Фотографии Сергиева Посада и окрестностей, сделанные с воздушного шара и вертолёта – выставка Дамира Шавалеева «Не только репортаж» открылась 30 сентября в библиотеке Горловского. Дамир Шавалеев – сергиевопосадский фотограф, сотрудник Единой пресс-службы горо

  • Современные лотереи в интернете
    Современные лотереи в интернете

    Кто из нас не пробовал выиграть деньги в лотерею, в казино или еще где-то. Многие из вас принимали участие в различных конкурсах и надеялись на то, что они смогут получить колоссальную прибыль. Увы, но  не всем в этой жизни повезло.  Нужно понимать, что лотере