img

Объектив с трансфокатором и его основные особенности

24.06.2015

Современные фотоаппараты очень разнообразны по своему внешнему виду, внутреннему устройству и цене. Тем не менее, у очень многих из них есть одна общая черта – они используют объектив с трансфокатором, наиболее универсальную систему оптики для фотографирования. Несмотря на свою конструктивную сложность, такие объективы наиболее популярны, особенно среди любителей.

Немного о фокусном расстоянии

Фокусным расстоянием (измеряется оно в миллиметрах) называют длину отрезка от оптического центра линзы, или системы линз, образующих объектив, до поверхности, на которой формируется изображение. Когда-то такой поверхностью была фотопленка, а сейчас – специальная светочувствительная матрица.

При конструировании объектива можно варьировать величину фокусного расстояния, меняя тем самым свойства оптической системы. Так, объективы с наиболее коротким фокусным расстоянием, называемые широкоугольными, используются в первую очередь для съемки в помещении, они хороши на дистанции «в упор». Самые длиннофокусные объективы именуются телеобъективами и позволяют уверенно снимать  различные предметы на больших расстояниях.

Универсальный объектив

Долгое время фотографам, как любителям, так и профессионалам, приходилось довольствоваться обычными  объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Купив несколько разных объективов, можно было превращать фотоаппарат то в «фоторужье» для съемки на огромной дистанции, то в компактную камеру для интерьерных съемок. Конечно, это было не слишком-то удобно. Кроме того, каждый хороший объектив довольно дорог.

Все изменилось после того, как появились  объективы с трансфокатором – специальной системой, позволявшей менять фокусное расстояние по своему усмотрению. Один из таких объективов показан на иллюстрации:

1

Надпись «45-175» указывает на предельные значения фокусного расстояния – от 45 до 175 миллиметров. Показанный здесь объектив имеет встроенный моторчик, приводящий в движение систему линз при смене фокусного расстояния. Указанные числа позволяют оценить возможный размер увеличения, которое дает объектив – этот размер равен результату деления 175 на 45. Такая величина чаще всего называется зумом.

Эквивалентное фокусное расстояние и кроп-фактор

Когда-то съемка осуществлялась на стандартную пленку шириной в 35 миллиметров. Этот стандарт  используется и сейчас – если в названии фотокамеры присутствует надпись «FF» (full frame) — это значит, что ширина матрицы составляет те же самые 35 миллиметров. Для таких камер фокусное расстояние объектива будет в точности таким же, как оно обозначено на его корпусе. Однако сегодня широко применяют более мелкие матрицы, а это значит, что фокусное расстояние увеличивается.

Чтобы вычислить это измененное фокусное расстояние, которое называют «эквивалентным фокусным расстоянием»,  требуется умножить число, указанное на объективе и называемое «реальным фокусным расстоянием», на особый коэффициент. Этот коэффициент, или, говоря на языке фотографов, кроп-фактор, обязательно присутствует в техническом описании камеры. К примеру, оптика для Кэнон будет иметь эквивалентное фокусное расстояние в 1,6 раза больше, чем указано на объективах.

Врожденные недостатки

Наиболее очевидный недостаток, который свойственен всем объективам с трансфокатором – значительная конструктивная сложность. Это снижает надежность объектива – ведь чем больше деталей, тем больше и шансов на то, что хотя бы одна из этих деталей поломается.

Наиболее опасными выглядят постоянные перемещения линз внутри корпуса объектива. Помимо всего прочего, такие перемещения несколько замедляют процесс фокусировки.

Впрочем, главный недостаток трансфокатора – это искажения картинки. За универсализм приходится расплачиваться. Так, при переходе на минимальные фокусные расстояния даже оптика для Кэнон может исказить геометрическую форму предметов на снимке. Возникают порой и труднопредсказуемые цветовые аберрации по краям изображения.

2

На иллюстрации показан пример искажения цвета – лишняя окраска появилась по контуру волос и «вокруг» силуэта оконной рамы.

Все это наиболее характерно в первую очередь для объективов с большим диапазоном возможных фокусных расстояний.

Борьба с искажениями

Наиболее современные образцы камер с объективами переменного фокуса предусматривают ряд дополнительных возможностей, способных хотя бы частично устранить недостатки трансфокаторов. Делается это, например, с помощью особой цифровой фильтрации искажений цвета.

Искажения геометрической формы поддаются исправлению труднее. Один из способов решения этой проблемы – использование сразу нескольких точек фокусировки. Такую возможность сегодня предоставляют некоторые любительские камеры среднего ценового диапазона.

Защита объектива

Проблема цветовой аберрации была известна довольно давно, и уже много лет для ее решения используют световые фильтры. Надо сказать, что этот способ потребует определенного профессионализма, так как нужно, по сути, дополнить имеющуюся оптическую систему еще одним элементом. Сделать это совсем не просто, и большинство любителей приобретает световые фильтры скорее для защиты объектива и самого фотоаппарата.

Такая защита – в первую очередь механическая – драгоценное стекло линзы объектива ни в коем случае не должно быть оцарапано, и фильтр тут служит прекрасной защитой. Кроме того, хорошо подобранный фильтр не пропускает ультрафиолетовые лучи и тем самым защищает еще и светочувствительную матрицу.

Разумеется, подбор фильтра в любом случае стоит делать осмотрительно. Непроверенные модели могут принести больше вреда, чем пользы. Так, некоторые из них способны существенно размыть изображение, другие существенно искажают цветовосприятие, а есть и такие фильтры, которые, будучи установленными на объектив, намертво «садятся» на него и их невозможно снять без помощи мастерской. Вот почему лучшие фильтры для объективов Canon  — это фильтры самой компании Canon.

3

Впрочем, можно выделить и ряд независимых компаний. У их продукции есть существенное преимущество – она дешевле. Из соответствующих торговых марок можно выделить такие, как HOYA, Cokin, Tiffen и, конечно, B+W.  Все эти производители обеспечивают высокое качество и надежность. Нужно только не забывать, что при использовании фильтров для объективов Canon нужно учитывать их кратность – это главный параметр, указывающий на ослабление светового потока, проходящего через фильтр. При фотографировании придется несколько увеличивать выдержку – иначе качество снимка заметно снизится.

Вопрос «упаковки»

Завершая рассказ об объективах, следует упомянуть про их последнюю линию защиты – специальные чехлы. Они различаются прежде всего размерами. Чехол для объектива Canon может быть существенно разной длины. Определяющий параметр – длина самого объектива. Материалом для изготовления чехла служит особый сорт нейлона, способный надежно задерживать не только пыль, но и влагу.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Похожие статьи
  • SJ4000 Wi-Fi – экшн камера на все случаи жизни
    SJ4000 Wi-Fi – экшн камера на все случаи жизни

    Для чего нам нужны фото- и видеокамеры? Вопрос кажется элементарным, да вот только далеко не всегда люди находят правильный ответ на него. Вооружившись встроенными в смартфоны камеры, они пытаются делать фото и видео практически любых мало-мальски значимых соб

  • Объектив для Canon 500D: несколько вариантов
    Объектив для Canon 500D: несколько вариантов

    Зеркальный цифровой фотоаппарат Canon EOS 500D был создан еще в 2009 году и стал на тот момент одной из лучших зеркальных камер для начинающих фотографов. Его светочувствительная матрица обеспечивала разрешение в 15,1 миллиона пикселей, при максимально возможн

  • Что такое светосильный объектив и каковы его преимущества
    Что такое светосильный объектив и каковы его преимущества

    Любой фотоаппарат – и старый пленочный, и современный цифровой – создает изображение, которое мы называем снимком, или фотографией, благодаря свету, проникающему в камеру через объектив. Чем больше света попало внутрь камеры и воздействовало на поверхность мат