img

Применение светофильтров в фотографировании

25.04.2015

Когда появились самые первые фотокамеры, вместе с ними возникли не только хорошо всем знакомые штативы, но и светофильтры. Применение светофильтров продолжается и сегодня. Это довольно простое по своей конструкции устройство часто вносит решающий вклад в успех, или неуспех, очередной фотосессии. Использовать фильтры рекомендуют практически на всех фотокамерах, в том числе и наиболее современных.

Зачем нужны светофильтры

При первом знакомстве со светофильтрами может возникнуть чувство, что эти внешне бесхитростные устройства не так уж и нужны – особенно если требуется самая обычная фотография, на которой все выглядит так, как в жизни . Но в том-то и дело, что не так уж редко, сделав снимок даже самым совершенным и дорогим фотоаппаратом, люди с разочарованием смотрят на изображение и понимают, что они видят совсем не то, что видели собственными глазами.

Почему же такое происходит? Есть две главные причины: во-первых, человеческий глаз устроен не совсем так, как фотокамера, а его светочувствительное дно реагирует на проникающий свет не совсем так, как реагирует КМОП-матрица современных фотоаппаратов (и не так, как реагировала фотопленка в старых камерах). Во-вторых, зрительные образы создаются не только непосредственно глазами,  но и мозгом, который мгновенно перерабатывает поступающую информацию и порой приводит ее в соответствие со стереотипами восприятия, которые вырабатываются на протяжении всей жизни (а некоторые и наследуются).

В фотокамере все значительно проще: изображение получается именно таким, как оно было сформировано оптической системой и воспринято матрицей, либо пленкой. С этой точки зрения, есть прямой смысл верит в первую очередь фотографии, а не собственным глазам. Вот только мало кого утешает такое положение вещей.

Выход из этого положения есть – применение светофильтров. Они позволяют приблизить восприятие КМОП-матрицы к восприятию глаза, а также сформировать картинку, существенно более близкую к той, которую человек считает наиболее реалистичной.

Разновидности светофильтров

Следует отметить, что с распространением цветной фотографии роль светофильтра несколько изменилась. В эпоху черно-белых снимков фильтры в первую очередь компенсировали и смягчали контраст между ультрафиолетовой и инфракрасной частью спектра. Это позволяло добиться наиболее точной передачи полутонов на монохромных фотографиях. В то время светофильтры были цветными, в основном желто-зелеными и зелеными. Для современных камер такие фильтры не подошли бы, поскольку они исказили бы цветовую гамму, а такое может понадобиться разве что в каких-то особых целях.

Чаще всего в современной фотографии используются светофильтры следующих типов:

  1. Нейтральные светофильтры.
  2. Поляризационные светофильтры.
  3. Ультрафиолетовые светофильтры.

Это не полный перечень, поскольку имеются и более специфические светофильтры, но детального рассмотрения заслуживают в первую очередь перечисленные инструменты.

Нейтральные (серые) светофильтры

Главный и единственный эффект от применения нейтрального фильтра – ослабление силы светового потока. Такое ослабление осуществляется равномерно во всем спектре, а это значит, что состав света при этом никак не изменяется. Таким образом, подобные фильтры снижают светосилу объектива — один из ключевых параметров оптики.

В общем случае считается, что чем больше светосила – тем и лучше, а потому искусственное добавление ослабляющего свет элемента может показаться несколько странным. Главная цель такого фильтра – возможность увеличения времени выдержки кадра. На иллюстрации ниже показано, к чему может привести сверхкороткая выдержка:

1

Простым глазом такую картинку увидеть невозможно – человек будет воспринимать движущиеся капельки воды, как единые струи. Для того, чтобы фотография совпадала с восприятием, придется увеличивать выдержку. В этом случае получится значительно более качественный снимок:

2

Без использования нейтрального светофильтра увеличить выдержку было бы невозможно из-за переизбытка яркого дневного света.

Некоторые из нейтральных светофильтров способны ослаблять поток света в 400 раз и более. С таким фильтром выдержка порой достигает нескольких десятков минут. Конечно, это довольно специфическое фотографирование.

В том случае, если требуется «погасить» чрезмерно яркое небо в солнечный день, можно воспользоваться так называемым полуфильтром – это, по сути, обычный нейтральный светофильтр, но он сделан всего на половину кадра. Таким образом, небо будет отображаться через фильтр и яркость его ослабнет, а все, что ниже границы полуфильтра, останется в своем прежнем виде. Граница между половинками фильтра может быть «размыта» — в таком случае этот светофильтр называют оттененным.

Поляризационные фильтры

Основная задача, которая решается поляризационными фильтрами – это устранение с изображения таких неприятных элементов, как блики. Эффект поляризационного фильтра основан на том, что при отражении от поверхностей свет поляризуется. Таким образом, появляется возможность «отсеять» такой свет при помощи стекла, способного задерживать поляризованные лучи.

Конструкция поляризованного фильтра проста: между двумя обычными прозрачными стеклами зажимается пластинка, которая, собственно, и осуществляет фильтрацию. Вся эта конструкция скрепляется единым кольцом.

Следующие две иллюстрации наглядно показывают, как работает поляризационный фильтр:

3

4

Значительная часть отраженного света отфильтрована, и в результате изображение стало более прозрачным и даже приобрело новое качество. Применение светофильтров с поляризацией способно существенно обогатить картинку. Во многих случаях можно добиться большего цветового насыщения и даже менять яркость отдельных фрагментов изображения.

Ультрафиолетовые светофильтры

Значительную часть спектра дневного света составляют лучи, которые невозможно увидеть невооруженным глазом. Это инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Для фотографии наиболее опасны вторые – они обладают высокой энергией, и оказывают значительное воздействие на элементы светочувствительной матрицы.

Защититься от ультрафиолета помогают ультрафиолетовые фильтры. Они находили себе применение еще во времена черно-белой фотографии, а сегодня их значимость только увеличилась. Наибольшую пользу ультрафиолетовые фильтры могут принести при проведении горных съемок, так как на высоте количество опасных лучей стремительно нарастает. Кроме того, целесообразно взять с собой этот фильтр, если ожидаются пляжные съемки.

К сожалению, использовать ультрафиолет в интересах повышения качества фотографии пока не удается, а это значит, что ультрафиолетовые фильтры еще долго будут находить себе применение.

Как сделать светофильтр и стоит ли это делать?

В общем случае заниматься самостоятельным изготовлением светофильтров не стоит. Несмотря на внешнюю простоту, светофильтры все же являются оптическими приборами, а оптика требует точности, недостижимой в домашних условиях. Тем не менее, самодельные светофильтры можно изготовить с целью внести в фотографию неожиданные детали.

Материалом для самодельного светофильтра может стать старая проявленная пленка, как цветная, так и черно-белая. Можно также сделать светофильтр из цветной пластиковой бутылки, или из цветных козырьков. Основной эффект в любом случае – создание уникальной цветовой гаммы. Это может быть интересно для тех, кто увлекается художественной фотографией.

Как делается тест светофильтров

Проверить, соответствует ли своему предназначению тот или иной светофильтр, всегда полезно. Наиболее понятный способ тестирования этих оптических приборов – конечно же, съемка. Однако результаты такой проверки будут разве что оценочными. Более точную оценку, к примеру, при тесте светофильтров с поляризацией, помогут получить специальные программные средства и проверочная шкала цветов:

5

Запечатлев эту шкалу вначале без фильтра, а затем с фильтром, можно загрузить обе картинки в программу Adobe Camera Raw (один из плагинов Фотошопа), и затем провести детальное сравнение, которое позволит получить точную оценку степени эффективности светофильтра.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Похожие статьи
  • SJ4000 Wi-Fi – экшн камера на все случаи жизни
    SJ4000 Wi-Fi – экшн камера на все случаи жизни

    Для чего нам нужны фото- и видеокамеры? Вопрос кажется элементарным, да вот только далеко не всегда люди находят правильный ответ на него. Вооружившись встроенными в смартфоны камеры, они пытаются делать фото и видео практически любых мало-мальски значимых соб

  • Объектив для Canon 500D: несколько вариантов
    Объектив для Canon 500D: несколько вариантов

    Зеркальный цифровой фотоаппарат Canon EOS 500D был создан еще в 2009 году и стал на тот момент одной из лучших зеркальных камер для начинающих фотографов. Его светочувствительная матрица обеспечивала разрешение в 15,1 миллиона пикселей, при максимально возможн

  • Что такое светосильный объектив и каковы его преимущества
    Что такое светосильный объектив и каковы его преимущества

    Любой фотоаппарат – и старый пленочный, и современный цифровой – создает изображение, которое мы называем снимком, или фотографией, благодаря свету, проникающему в камеру через объектив. Чем больше света попало внутрь камеры и воздействовало на поверхность мат